Облачные технологии: история, виды, сферы применения и будущее

Если «облако» в вашем представлении об IT-инфраструктуре ассоциируется только с хранилищем файлов, вы правы лишь отчасти. 

Облачные технологии шагнули куда дальше. С их помощью создают для сотрудников удаленные рабочие места: всюду, где есть интернет, человек выполняет задачи онлайн, а результаты сразу видны коллегам, руководству. Можно создавать целые корпоративные сети, разрабатывать и тестировать приложения в облачной среде, задействовать машинное обучение. Разберемся, зачем нужны «облака», где применяются, какие у сервисов перспективы развития.

Понятие cloud-технологий

Благодаря облачным сервисам пользователи получают удаленный доступ к программам, которые раньше покупали в «коробочном» варианте. Условие одно — наличие интернета.
Пользователю онлайн-сервисов нет нужды сохранять архивы у себя на устройстве, бояться поломки железа. Все можно оставить в облачных хранилищах, в любой момент продолжить работу в интернете, открыть коллегам доступ к документам, сдать работу заказчикам.
Облака разделяют по модели развертывания на три вида:

  • Частное. Пользователь — одна организация с несколькими потребителями (сотрудниками, клиентами, подрядчиками). Управляет таким облаком либо представители организации, либо третьи лица.
  • Публичное. Пользователь сервиса — широкий круг лиц. Управляет таким облаком представители коммерческой, правительственной, научной организации.
  • Общественное. Пользователь — сообщество потребителей конкретных организаций, которых объединяют схожие задачи. Управляет такой инфраструктурой представители организации из сообщества либо третьи лица.
    Также есть и гибридное облачное пространство. Оно представляет собой комбинацию обозначенных выше сервисов для распределения нагрузки между ними.

Облака полезны бизнесу разных масштабов: от стартапа до крупной корпорации. Amazon, Google, Яндекс давно задействуют такие возможности. Программы, которые мы часто используем (Figma, Google Workspace, Tilda, Telegram), работают на удаленных технологиях.

Исследования Accenture показывают, что примерно в 70% компаний использование облаков повысило эффективность работы сотрудников, около 96% предприятий сократили затраты на IT. Средние расходы на сервисы у российских компаний — около 8,4% бюджета.
В облаках данные хранят стартапы, фирмы с удаленными сотрудниками, организации с широкой сетью филиалов, компании из сферы онлайн-услуг.

Российские облачные сервисы, которые использует малый бизнес:

  • файловые хранилища — VK WorkDisk, Яндекс.Диск;
  • документооборот — ApRbot, LightDoc, МойОфис;
  • кассы — КИТ Инвест, CloudKassir, Ferma;
  • чаты — Chatra, Jivosite;
  • бухгалтерия — Инфо-Предприятие, БухСофт.

Массу бесплатных сервисов используют сотрудники на работе и за ее пределами. Это Google Docs, «ВКонтакте», Skype, Fotor и Pixlr (фоторедакторы), Wobzip (распаковщик архивов).

Часто на удаленный сервер переносят бухгалтерские и управленческие программы, CRM-системы, онлайн-кассы, рабочие столы с Windows.

IaaS. Услуга инфраструктуры. Поставщик облачных сервисов дает доступ к сети, хранилищам, серверам, прочим ресурсам. Оплата — по факту использования. Провайдер поддерживает работоспособность облачной инфраструктуры, а клиент получает доступ к ОС серверов.

Аренда услуги интересна тем, кто планирует:

  • подстраховаться в сезон продаж (в сфере торговли);
  • повысить мощности физических серверов либо отказаться от них;
  • начать бизнес без расходов на серверное железо.

PaaS. Услуга платформы. Поставщик дает доступ к сервису, где можно создавать приложения и пользоваться ими. Пользователь такого продукта получает:

  • ОС;
  • все необходимое для разработки, тестирования;
  • базы данных;
  • промежуточное ПО.

SaaS. Услуга ПО. Поставщик предлагает онлайн-приложения, программы. Пользователи получают программное обеспечение с помощью веб-интерфейса. Такое решение позволяет отказаться от покупки лицензии на ПО, от расходов на поддержание работоспособности своих серверов. Вместо этого — онлайн-доступ к программам с поддержкой продукта, возможностью настройки под бизнес-задачи.

Плюсы и минусы облачных технологий

Облака пока на этапе активного развития. Кроме преимуществ, у них есть и некоторые недостатки. Последние связанные с недоработками, отсутствием единых стандартов.

Преимущества:

  • доступ из любой точки мира, где есть интернет;
  • сравнительно низкая цена за счет оплаты по факту использования;
  • гибкость — огромные вычислительные ресурсы, мощный процессор, память;
  • безопасность — ЦОД (центры обработки данных) подключены к резервному питанию, их охраняют, регулярно обслуживают, защищают от DDoS-атак (устроенные хакерами программные сбои в работе сервера).

Недостатки облачных сервисов:

  • требуется бесперебойное соединение с интернетом;
  • нет 100% защиты от утечки информации;
  • облако безопасно до тех пор, пока в него не проникнет злоумышленник.

Несмотря на недостатки, выбор в пользу будущего с облачными инструментами очевиден. Здесь информация не требует огромных ресурсов памяти, для работы не понадобится обновлять оборудование.
Требуется лишь зайти через браузер на сайт, создать учетную запись и заказать услугу. Поскольку информацию хранят на удаленном сервисе, она всегда защищена и одновременно доступна для работы.

История развития cloud-платформ

Во время появления первых ЭВМ в 1960-х годах на одной машине работал лишь один пользователь. Для бизнеса это было невыгодно: слишком затратно покупать дорогостоящее оборудование каждому сотруднику. Так зародилась идея: найти способ, как подключить к одному серверу сразу несколько человек.

Уже в 1990-х годах благодаря развитию облачных платформ началось массовое распространение интернета. Можно было подключить пользователя к любому ПК, серверу из разных уголков мира. Но по-прежнему требовались большие вычислительные мощности, канал с высокой пропускной способностью.

К 2006 году запустили платформы Amazon, Zimki. Они давали доступ к вычислительным сервисам, работе с данными. С 2008 года заработала платформа App Engine от Google, но функциональность была ограничена.

Начиная с 2010 года, запустили Google Cloud, Microsoft Azure. Это стало началом развития бизнес-технологий в облаке.

Cloud-хранилища и вычисления: что это и в чем разница

Это разные понятия. Хранилища представляют собой физические и программные инструменты для конкретных задач (хранение данных, их обработка, разработка приложений).

Вычисления — ресурс, который в виде сервиса получает пользователь. Это дает возможность удаленно обрабатывать информацию, при этом нет нужды загружать мощности своего ПК.

Сферы применения облачных платформ

Каждый человек, который пользуется интернетом ежедневно, использует облачные сервисы. Без них не было бы доступа к проверке почты, просмотру фильмов онлайн, заливке фотографий в социальные сети.

Если говорить о глобальном значении облачных инструментов, они незаменимы в сфере образования, медицины и многих других.

В образовании
Российская система образования меняется. Ученик должен не только копить знания, но и ставить цели, заниматься самообразованием.

За счет облачных решений можно с раннего возраста обучать детей рисовать, совместно создавать простые проекты.

В образовании облако используют:

  • для создания личных кабинетов педагогов, студентов;
  • для заполнения электронных журналов, дневников;
  • в качестве интерактивной приемной директора, завуча;
  • как хранилище цифровых данных (текстов, медиафайлов, программ).

Больше других под эти задачи подходит система SaaS — аренда веб-сервисов, ИТ-приложений.

В медицинской деятельности

Облака обеспечивают комфорт систематизации медицинских бумаг, учета пациентов.

Медучреждения используют облачную медицинскую информационную систему для экономии времени и средств. Документы, которые выгружаются в отчеты онлайн, систематизируются. Они доступны медработникам в любом месте, где есть интернет. Историю лечения пациентов собирают в электронную базу. Данные, анамнез человека доступны всем врачам.

В сфере банковских услуг

Банкам больше подходит гибридное облачное пространство. Ценную информацию, которая требует повышенной защиты, отправляют в частное облачное хранилище.

Благодаря публичному облаку подключают партнерские приложения. К примеру, за счет Microsoft CRM Online банк взаимодействует с партнерами в условиях конфиденциальности, безопасно подключает к собственным IT-ресурсам контрагентов, представителей партнеров с определенными правами доступа.

Подсчитано, что за счет облачных инструментов банки получают вдвое больше прибыли по сравнению с теми организациями, которые пока не используют их. Крупнейшие компании мигрируют в удаленный формат — PayPal, Goldman Sachs.

В сфере торговли

Благодаря облачным приложениям учет товаров стал проще, прозрачнее и дешевле, если сравнивать с «коробочными» версиями программ складского учета. Нет нужды обучать сотрудников на курсах: облако осваивают в день внедрения.

Помимо автоматизации складской работы, функционал облака позволяет создавать отчеты, обмениваться данными с подразделениями.

Облачные решения в бизнесе

Облачные CRM делают взаимодействие с клиентами, партнерами, сотрудниками проще. Важная информация (календарь встреч, контакты клиентов и партнеров, данные о звонках и сделках) хранится в облаке. Это удобно для контроля, анализа, внесения корректировок в работу сотрудников. Особенно тех, кто на удаленке.

Внедрение облачных продуктов в торговле позволяет сформировать полноценную базу клиентов, повысить скорость реагирования на заявки.

Начинающие бизнесмены с помощью PaaS оперативно разрабатывают, тестируют и выдают на продажу приложения без необходимости тратить деньги на оборудование.

Для бизнеса среднего и крупного масштаба подойдет SaaS — готовый софт, который позволяет сэкономить на персонале по обслуживанию сервисов. Крупным корпорациям подходит IaaS — способ организовать стабильную работу с большим объемом информации.

В экономических процессах

Среди прочих направлений облачных решений на третьем месте по популярности находятся приложения для управления финансами, сервис бухучета.

Бизнес, в котором используют облако, не сталкивается с проблемой устаревания железа, сбоев в физических программах. Также все нововведения в финансовом учете постоянно видны пользователю, программы понятны, нет привязки к рабочему месту.

Cloud-технологии в логистике

В облаке работают все участники логистической цепочки: операторы, грузоотправители, транспортные компании, грузополучатели. Есть связь онлайн из любой точки мира.

За счет такого подхода можно выбирать подрядчика с выгодными условиями, выстраивать маршруты, управлять поставками, контролировать движение грузов, обрабатывать данные о грузоперевозках для точных и быстрых расчетов.

В промышленной деятельности

Планирование, учет, контакты поставщиков, сервис складского учета — все это находится в едином месте с доступом ответственных сотрудников.

В сфере управления

Одна из основных статей расходов в компании — сотрудники. Важно, чтобы HR-менеджеры активно взаимодействовали с подразделениями для решения проблем дефицита кадров, недостатка квалификации специалистов.

Реорганизация системы с внедрением полезных облачных решений — насущная необходимость. Так кадровики смогут тесно работать с руководством, вовремя направлять специалистов на обучение, набирать новых сотрудников, влиять на деятельность компании в целом.

Развитие удаленных сервисов

С начала использования цифровых облаков на рынок вышло достаточно платформ по типу IaaS и PaaS, которые полезны для среднего и малого бизнеса.

Решения в сфере науки и медицины позволяют проводить сверхмассивные вычисления в международных проектах. Например, медицинские лаборатории арендовали во время пандемии хранилища в облаках. Так они могли выполнять вместо 200 тестов десятки тысяч ежедневно, и облачный сервер справился с нагрузкой.

С развитием облачных нововведений сама IT-сфера и другие отрасли получили перспективные продукты, решения, возможности.

По выводам Мирового экономического форума, в 2023 году cloud-технологии пока находятся на стадии начала жизненного цикла. Дальнейшее развитие способно значительно изменить как бизнес-среду, так и образование. Последнее будет строиться на базе цифровых инструментов. Системы обучения станут гибкими, персонализированными.